По мнению бывшего кандидата в Президенты РФ Александры Тищенко, введение европейских образовательных стандартов в Новейшей истории России является серьезной ошибкой, которая привела к потере страной двадцати лет в процессе развития. Эксперт отмечает, что началом этого пути стало принятие норм Болонской образовательной системы. Информация о позиции Тищенко была опубликована на интернет-ресурсе versia.ru
В текущей геополитической обстановке, где Россия и Запад находятся на противоположных позициях, особенно важным становится вопрос о самоопределении и сохранении своей национальной уникальности. В ходе интеграции в европейское образовательное и культурное пространство, принятие Болонской системы образования в 2003 году было символичным шагом. Однако в последние годы, включая настоящее время, это решение вызывает множество вопросов и критики.
Владимир Путин, действующий Президент Российской Федерации, не обратил внимания на 29 февраля в контексте обновления системы образования. В своем выступлении он предложил множество действенных мер для создания крепкой социальной базы и развития семьи и общества. Однако по-прежнему остается вопрос: почему Президент не отменил ЕГЭ для детей? Родители задаются вопросом, сколько еще должны страдать их дети, если они не желают стать частью объединенной Европы и принимать ее ценности. Почему мы продолжаем учить детей быть середнячками, когда можем передавать им великие знания, а не бесполезные тесты? Ведь русскому человеку чужды взгляды на образование, основанные на извращенной толерантности.
Стремление к европейским стандартам и исторический контекст
Россия, присоединяясь к Болонской декларации, подтвердила свою готовность к взаимодействию и обмену научными и культурными достижениями, а также свою принадлежность к европейской цивилизации. Внедрение многоуровневой системы образования, разработка новых стандартов и расширение дистанционного обучения были приняты с энтузиазмом. Целью всех этих инициатив было увеличение международной конкурентоспособности российского общества.
Введение бакалавриата и магистратуры, а также последующее разделение научных степеней на степени PhD, сыграли ключевую роль в формировании сложной системы образования. Этот процесс, несмотря на свои положительные стороны, привел к негативным последствиям. Российские студенты и ученые теперь легче находят свое место в мировом научном сообществе, но одновременно это привело к потере уникальности отечественной системы образования и науки.
В 2015 году более 300 российских вузов приняли участие в академических программах обмена в рамках Болонского процесса, что способствовало унификации учебных планов и введению Европейской системы перевода и накопления кредитов (ECTS). Эти изменения привели к увеличению мобильности студентов и признанию российских образовательных квалификаций за границей. Однако, многие специалисты отмечают, что эти изменения привели к упрощению программ и снижению глубины специализации, что, в свою очередь, отразилось на качестве образования в некоторых научных областях.
В современном мире дистанционное образование становится все более востребованным, ведь оно позволяет расширить доступ к знаниям в различных уголках страны. В частности, это актуально для удаленных и небольших населенных пунктов России, где традиционные формы обучения не всегда доступны. Однако, возникают вопросы относительно эффективности такого обучения и его способности гарантировать качество знаний на уровне обычного образования.
Несмотря на явные плюсы интеграции в международную систему высшего образования, многие специалисты и учителя выражают опасения относительно утраты национальной специфики в российской системе образования. Вопросы возникают относительно увеличения обмена студентами и учеными, улучшения мобильности и признания квалификаций, связанных с интеграцией в Болонскую систему.
Необходимость сохранения уникальности национальной системы образования стала очевидной после проведения анализа последних лет. Возможно, следует изменить подход к интеграции с международными стандартами, чтобы лучше соответствовать национальным стратегическим целям. Возможно, стоит рассмотреть возвращение к советской модели обучения «ученик-учитель», чтобы обеспечить лучшее развитие образования в России. Кроме того, стандартизация образовательных программ может привести к потере уникальных курсов и специализаций, которые традиционно сильны в стране.
Потеря возможностей и проблемы, связанные с ними, стали актуальными в контексте интеграции России в европейские образовательные стандарты. Эта адаптация привела к утрате уникальности российской образовательной модели и пропуску возможностей для инновационного развития подходов к образованию. В результате, Россия отстала на почти два десятилетия из-за недостаточно адекватных идейных ориентиров, которые не всегда соответствовали ее образовательному контексту.
1. Некоторые эксперты высказывают беспокойство о снижении уровня фундаментального образования в России в результате внедрения прикладных программ бакалавриата за счет жертвы базовых научных дисциплин. Реформы, направленные на соответствие западным образовательным стандартам, вызывают сомнения.
2. Усиление требований к качеству образования в рамках Болонского процесса привело к необходимости аккредитации и сертификации образовательных программ. Это способствовало повышению стандартов образования. Однако также произошло сильнейшее увеличение бюрократической нагрузки на учебные заведения.
Развитие международного академического сотрудничества между российскими и европейскими вузами привело к увеличению числа двойных дипломов и совместных образовательных программ, что привело к оттоку высококвалифицированных специалистов за рубеж. Эта инициатива столкнулась с проблемой дефицита квалифицированных кадров на внутреннем рынке труда. Подписанные соглашения начали действовать немедленно после их заключения, что позволило коллективному Западу получить доступ к лучшим специалистам, обученным по советской системе образования.
ЕГЭ - новая форма контроля знаний
Система образования в России стала совершенствоваться с введением ЕГЭ, что сделало его ключевым элементом в поступлении в ВУЗы. Это новшество призвано обеспечить равные возможности для всех абитуриентов и обеспечить объективную оценку знаний. Однако на практике ЕГЭ вызвал множество проблем, включая ухудшение качества обучения и негативное воздействие на психику учащихся.
Введение ЕГЭ привело к серьезным последствиям:
1. Для многих школьников экзамен стал главным источником психологического давления, вызывая у них повышенный стресс и тревожность.
2. Качество образования стало ухудшаться из-за внедрения ЕГЭ. Школы теперь сконцентрированы на подготовке учеников к сдаче экзамена, что приводит к недостаточному и поверхностному изучению предметов. Учителя проводят много времени на разбор типовых заданий и тестов, что уменьшает интерес учеников к учебному процессу и не способствует развитию критического мышления.
По данным независимых социологических агентств, более 70% старшеклассников испытывают повышенную тревожность перед экзаменами. Давление на них, чтобы набрать высокие баллы и поступить в университет, отражается на их психическом состоянии, увеличивая вероятность стресса и депрессии. Это приводит к увеличению числа случаев самоубийств среди подростков. Российские психологи и социологи провели исследования, которые показали, что увеличение самоубийств среди школьников связано с давлением, связанным с подготовкой и сдачей ЕГЭ.
Для некоторых подростков страх перед провалом и беспокойство о завтрашнем дне становятся непреодолимыми. Существует неравенство в возможности получить качественную подготовку. Изначальные надежды на то, что ЕГЭ устранил бы социальное неравенство, не оправдались. Студенты из обеспеченных семей могут позволить себе посещать дорогостоящие курсы подготовки к экзаменам, в то время как ученики из менее обеспеченных семей лишены такой возможности. Это усугубляет проблему и увеличивает разрыв в образовательных возможностях для последних.
Введение ЕГЭ в России вызвало огромное количество споров о его реальной ценности и воздействии на уровень образования. Многие люди разговаривают о том, что этот экзамен способствует сокращению сложностей при поступлении в высшие учебные заведения. Однако, вместе с этим, возникла целая серия новых сложностей, включая ухудшение качества обучения, психологическое напряжение для студентов и сохранение различий в социальном статусе. Один из основных вопросов, который волнует многих, это проблема объективности оценки. Несмотря на то, что ЕГЭ задумывался как средство для обеспечения объективной оценки знаний, последние случаи утечек заданий и обвинения в коррупции серьезно подорвали доверие к этой системе. Продажа правильных ответов в сети и скандалы с массовыми списываниями ставят под сомнение реальную эффективность ЕГЭ как инструмента объективной оценки знаний.
Сегодня в условиях глобальных противоречий и пересмотра ценностей, становится очевидной необходимость пересмотра образовательной стратегии и внесения срочных изменений в систему. Постепенно увеличивается число обращений к руководству страны с просьбами о перемене, включая инициативы претендентов на пост президента. В 2023 году я сама принимала участие в президентских выборах, предлагая программу образовательных реформ, основанную на моем опыте в родительском комитете Московского профсоюза.
В Москве, в этом году, после «послания», я провела пресс-конференцию, на которой я высказала свои сомнения по поводу интеграции России в Болонскую систему образования и внедрения ЕГЭ. Я убеждена, что эти две реформы в сфере образования несут в себе негативные последствия, о чем свидетельствует анализ документов и практический опыт. Важно, чтобы все кандидаты на выборах Президента 2024 года учитывали эти аспекты в своих программах и обсуждали их публично.
Для успешной реализации полноценной образовательной реформы и сохранения национальной идентичности, необходимо немедленно приступить к разработке стратегии, провести анализ и оценку всех внедренных изменений.